Быть вдовой: Жизнь женщин в разных странах мира после потерь

0
44
Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

Истории женщин из Индии, Боснии и Герцеговины и Уганды

В некоторых культурах смерть мужа означает для женщины изгнание, плохое отношение со стороны общества и уязвимость по части прав. Но сегодня ситуация начинает меняться и скорбящие вдовы готовы бороться за себя.

Босния и Герцеговина

Похоронив прошлое

Звонок из Центра идентификации застал Мирсаду Узунович дома вместе с ее 13-летним сыном. Голос на том конце провода сообщил ей, что были обнаружены останки ее мужа Экрема. Все, что от него осталось, — это была лишь небольшая часть черепа, по которой его и идентифицировали.  «Самыми сложными были ночи, когда я оставалась одна наедине со своими мыслями. Только часть черепа… Я не могла себе этого представить. Его убили. Ладно. Но почему его не похоронили, как полагается? Его останки были где-то разбросаны, а где — я не знала. Где его кости? Где он?», — рассказывает Мирсада. Этот звонок поступил в 2005 году спустя десять лет после той кровавой войны, в которой силы боснийских сербов убили более семи тысяч боснийских мусульман. «В каждом дворе наблюдалась одна и та же картина в тот трагический 1995-й год: мужчины убегали из своих домов, пока их жены, семьи рыдали. Но мужья уходили в леса не оглядываясь», — продолжает Мирсада. В той войне у нее погиб брат, дяди, четверо двоюродных братьев, мужчины по линии Экрема — мужья других вдов. Когда в 2007 году ей опять позвонили из центра и сообщили, что нашли часть бедренной кости мужа, она по-прежнему не хотела проводить похороны: «Его было все еще слишком мало». Но в 2015 году она все-таки похоронила его: «Я слишком долго ждала. Мне нужно перевернуть эту страницу».

Похороны мужа Мирсада организовала в 20-ю годовщину трагедии. Тогда в июле на церемонию в память о жертвах резни приехал 42-й президент США Билл Клиптон. Но Мирсада не знает английского, так что ее не слишком интересовала его речь. На кладбище прибыл и премьер-министр Сербии. Его появление сопровождалось свистом и криками. И хотя имам призвал всех к тишине и молитвам, Мирсада не молилась. Она встала со своего стула, закурила сигарету и села у одной из разрытых могил: «Пусть другие молятся. Я уже столько молитв прочитала». В своих мыслях она обращалась к Экрему: «Ты сказал мне спасти нашего сына. Смотри, ему уже 22, он студент. Сейчас он помогает нести твой гроб и будет опускать его землю. И затем у тебя наконец появится свое место покоя».

Уганда

Соблюдая закон

Из-за древних обычаев и законов овдовевшие женщины в Уганде чаще всего становятся жертвами в борьбе за своих детей и имущество. Конституция, переписанная в 1995 году, обещает мужчинам и женщинам равные права. Но на деле же, особенно в сельской местности, принято считать, что только мужчина может владеть собственностью, а после его смерти решение о передачи наследства зависит от других мужчин в его семье. И именно они решают, кто теперь будет заботиться о его детях и кому достанется его жена. Вдова Клэр Тумушейб — мать шестерых детей. Младшую дочь она родила уже после смерти мужа. Свои права она пытается оспорить в суде: семья мужа хочет отобрать у нее детей и землю. Также ее хотят отдать замуж за брата мужа, который старше ее на 20 лет и уже женат на двоих женщинах. «Я всегда любила только одного мужчину. Семье своего мужа я сказала: как вы можете отдать меня кому-то другому? Я не выходила замуж за весь клан», — рассказывает Клэр. На женщину, которая стала вдовой, семья, общество в Уганде ставят клеймо — если ты вдова, то ты приносишь неудачу, ты проклята, ты виновата в смерти своего мужа.

Перейдите к следующей странице, нажав ее номер ниже.

   

Жмите "Нравится" и читайте нас в Facebook!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ