Чарлзу Дарвину было 29 лет, когда он создал теорию естественного отбора, Эйнштейн опубликовал свои главные работы в 26, а Моцарт написал первую симфонию в 8 лет. Действительно ли самые значимые прорывы совершаются в молодом возрасте — попытался выяснить журналист The New York Times.
Исследователи, изучающие достижения известных людей, давно заметили, что во многих сферах деятельности самые значительные успехи совершаются в молодые годы. Однако анализ жизни и карьеры множества учёных, опубликованный недавно в журнале Science, выявил, что это никак не связано с возрастом1Quantifying the evolution of individual scientific impact. Оказывается, дело в совокупности таких факторов, как характер, упорство и удача. И это свойственно для самых разных сфер деятельности — от музыки и кинематографа до науки.
Главное — не сдаваться. Когда вы сдаётесь, вы теряете способность творчески подходить к задаче.
Альберт-Ласло Барабаши (Albert-Laszlo Barabasi), известный физик из Северо-Восточного университета в Бостоне
Сначала исследователи рассматривали только физиков. Они перерыли литературу от современной до изданий 1893 года, выбрали 2 856 учёных-физиков, которые работали в течение 20 лет или дольше и публиковали по крайней мере по одной работе каждые пять лет. При этом часто цитируемые труды приняли за наиболее влиятельные и проанализировали, как много их было за карьеру учёного.
И действительно, значительные открытия чаще всего делались в молодости. Но оказалось, что непосредственно с возрастом это никак не связано. Всё дело в продуктивности: молодые учёные проводят больше экспериментов, а это увеличивает вероятность открыть что-то действительно важное. То есть, если работать с одинаковой продуктивностью, прорыв можно совершить как в 25, так и в 50 лет.
Не стоит списывать со счетов и удачу. Очень важно выбрать правильный проект и правильное время для работы над ним. Однако станет ли такой удачный выбор общепризнанным вкладом в науку — зависит ещё от одного компонента, который учёные назвали Q.
Q включает в себя такие разные факторы, как уровень интеллекта, энергичность, мотивация, открытость новым идеям и умение работать с другими людьми.
Проще говоря, это способность выжать максимум из того, над чем работаешь: увидеть актуальность в рутинном эксперименте и суметь выразить свою идею.
Перейдите к следующей странице, нажав ее номер ниже.
- Поделиться в Facebook